Самолет бомбардировщик Тб-3: тяжелый воздушный линкор

Туполев ТБ-3 (также известный как АНТ-6) — тяжёлый бомбардировщик, использовавшийся ВВС СССР в 1930-е годы и во время Второй Мировой войны.

Это был первый в мире четырёхдвигательный самолёт со свободнонесущим крылом. Несмотря на устарелость самолёта и то, что он был официально снят со службы в 1939 году, ТБ-3 использовался как тяжёлый бомбардировщик и транспортный самолёт большую часть времени Второй Мировой войны. Также использовался для перемещения лёгких танков. Всего построено 819 экземпляров.

История

Проектирование нового четырехмоторного тяжелого бомбардировщика ТБ-3 (АНТ-6) в КБ А. Н. Туполева началось в 1925 году. Опытный экземпляр был поднят в воздух летчиком М. М. Громовым 22 декабря 1930 года. После проведения успешных летных испытаний самолет рекомендовали к серийному выпуску.

Фото-1

Серийное производство началось в 1932 году. Первые серийные машины оснащались моторами жидкостного охлаждения М-17. По своей схеме самолет ТБ-3 представлял собой дальнейшее развитие ТБ-1, но значительно превосходил его по грузоподъемности, дальности и взлетному весу. Со снятым вооружением такие самолеты совершили в 1934 году перелеты в Варшаву, Париж и Рим. В 1934 году самолет был модернизирован.

Конструкция

В 1931 году под руководством А. А. Микулина был создан первый удачный мощный мотор отечественной конструкции М-34. Этими моторами и стали оснащаться серийные ТБ-3. С непрерывным улучшением мотора М-34, происходило и улучшение бомбардировщика.

С 1934 года ТБ-3 выпускался с редукторными М-34Р, которые заметно улучшили летные характеристики самолета.

На него установили новые моторы М-34РН, оборудованные нагнетателями, улучшили аэродинамику и оборонительное вооружение. Эти бомбардировщики стали выпускаться серийно с 1935 года. В 1936 году летчиком Юмашевым А. Б. на ТБ-3 были установлены несколько мировых рекордов подъема груза на высоту.

Фото-2

Трапециевидный в поперечном сечении фюзеляж делился конструктивно на три части. Палуба была слегка выпуклая, борта над крылом вертикальные. Некоторые шпангоуты (из А-профилей с раскосами из труб) имели переборки с дверями почти в рост человека. Благодаря этому у летчиков, штурмана и радиста имелись отдельные кабины, причем у летчиков — открытая, как тогда было принято.

Фонарь поставили только на арктический вариант корабля. Нос фюзеляжа под турелью остеклен. Закрытая передняя турель появилась значительно позже, а задние так и остались открытыми.

Крыло, имевшее двояковыпуклый профиль, состояло из центроплана размахом около 7 м и двух консолей. Четыре ферменных лонжерона изготовлялись из труб с наибольшим сечением 100×90 мм, нервюры — из наружных А-профилей и трубчатых раскосов с кницами.

Фото-3

Каждая консоль имела по девять нервюр. Гофрированную обшивку поддерживали лонжероны крыла и несколько стрингеров в форме трехгранных легких балок. В 1934 году, удлинив концы, увеличили размах крыла с 39,5 до 41,8 м.

Стабилизатор имел изменяемый в полете угол установки. Управление рулями и элеронами осуществлялось почти целиком с помощью тросов. Шасси пирамидального типа с полуосью, подкосом и амортизационной стойкой имело две пары колес. Зимой самолет устанавливался на лыжи.

Участия в боях

ТБ-3 использовался во время Боёв на Халхин-Голе и во время Советско-финской войны. Официально снятый со службы в 1939 году, во время начала Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года, ВВС СССР располагало 516 готовыми самолётами, не считая 25, находящиеся в подчинении ВМФ СССР.

23 июня ТБ-3 начал ночные бомбардировки территории противника. Нехватка боеготовых самолётов вынуждало использовать ТБ-3 в дневное время без сопровождения истребителей, из-за чего бомбардировщики, применяемые в своём большинстве на малых высотах, сильно страдали от истребителей врага и наземных огневых расчётов.

Фото-4

В то же время применение ТБ-3 ночью было гораздо более успешным и массовым. К августу 1941 года ТБ-3 составлял 25 % всех бомбовых ВВС, и управляемый опытными пилотами бомбардировщик мог совершить до трех боевых вылетов за ночь.

Самолёт принимал участие во всех важных битвах 1943 года, включая Смоленское сражение, Битва за Москву, Сталинградскую битву, прорыв блокады Ленинграда и Курскую битву. К 1 июля 1945 года 18-я воздушная дивизия ещё имела десять самолётов ТБ-3, находящихся в боевой готовности.

Длительное время ТБ-3 использовался как грузовой и десантный самолёт, способный взять на борт до 35 солдат. В первые пять месяцев войны самолёты ТБ-3 перевезли 2797 тонн груза и 2300 человек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ArmObzor.ru
Добавить комментарий